Нобели в России

Яхтенный порт

Семейный отдых

Подробнее »

Нобель

Балтийская усадьба -
"Ала Кирьола"

Подробнее »

Ранчо

"Белый шиповник"

- Парково-развлекательный комплекс
- Фермерское хозяйство
- Американская культура на Ленинградской земле

Подробнее »

Туризм

Туристические жемчужины
п.Советский- Johannes

Подробнее »

 

Основатель петербургской династии инженеров Нобелей Эммануил Нобель (1801-1872), отец троих сыновей Роберта, Людвига и Альфреда, прибыл в Санкт-Петербург в 1838 году по приглашению представителя русского правительства барона Ларса Габриэля фон Гартмана для демонстрации сконструированной им морской мины. Здесь он открывает небольшую механическую мастерскую. В 1842 году после опытного взрыва морской мины Эммануила Нобеля на реке Охте, российское правительство купило патент на изоб 

Демонстрация подводной мины для российского флота Эммануилом Нобелем на реке Охте в Санкт Петербурге

Этот успех позволил Нобелю в октябре 1842 года перевезти семью из Стокгольма в Петербург, а также создать в 1846 году около Сампсониевского моста "Механический колесный завод" с литейными мастерскими. В 1851 году была основана фирма "Э.Нобель и сыновья". Петербург становится второй родиной для всего семейства Нобелей.

Обогащению Нобеля в немалой степени способствовала Крымская война. Наряду с запросом на увеличение выпуска подводных мин его отец получил в октябре 1853 года срочный заказ на изготовление большой партии судовых машин для переоснащения русского флота и решил сделать ответственным за это производство своего сына Людвига. Всего на заводе Нобеля было построено 11 паровых судовых машин мощностью от 200 до 500 л.с., которыми оснастили боевые корабли "Вол", "Гангут", "Ретвизан" и другие. Но война заканчивается позорным поражением. Заключается бесславный мир. Новое правительство в нарушение прежних обязательств расторгает все контракты, и огромное предприятие Нобеля останавливается из-за отсутствия заказов. Фирма терпит полное банкротство, завод идет с молотка. Эммануил Нобель снова разорен, теперь уже в России. В 1859 году он возвращается в Швецию с женой и младшим сыном Эмилем таким же бедным, как и в день своего приезда в Петербург 22 года назад. Оставшиеся в Петербурге трое сыновей Эммануила Нобеля пытаются продолжить дело отца. В 1862 году Людвиг арендует у купцов Шервудов небольшую механическую мастерскую на Выборгской стороне, напротив бывшего предприятия Нобеля-отца. В 1870 году Людвиг Нобель выкупает завод у арендатора и основывает собственный машиностроительный завод "Людвиг Нобель" (ныне "Русский Дизель").

Под руководством Людвига (впоследствии к нему присоединился Роберт) дело быстро расширяется. Высокой оплатой он привлекает к себе талантливых инженеров и квалифицированных рабочих, и скоро оборудование и станки Нобеля вновь становятся известными на всю Россию. Наряду с военной продукцией завод выпускает металлообрабатывающие станки, паровые молоты, гидравлические прессы, локомотивы, экипажные оси и прочее. Кроме того, заводы Нобеля выпускали рельсы для первой в России железной дороги.

В 1877 году братья Нобели организуют "Товарищество нефтяного производства братьев Нобель" ("Бранобель", Broderna NOBEL), руководство которым взял на себя Людвиг. Характерной особенностью "Товарищества" являлось исключительное использование нефтепромыслового и нефтеперегонного оборудования, спроектированного и изготовленного на собственном механическом заводе в Санкт-Петербурге. И значительное число образцов этого оборудования представляли собой оригинальные конструкторские разработки самого Людвига Нобеля.

Людвиг Нобель умер в 1888 году, когда его фирма приобрела почетную известность на всех европейских рынках, а его предприятие достигло своего расцвета. О его смерти написали все крупнейшие газеты. В некрологах отмечалось, что хотя "Нобель и числился шведским подданным, но всю жизнь провел в России и посвятил ей всю замечательную энергию и выдающиеся умственные способности". В отличие от братьев, Людвиг почти не покидал Россию и считал себя русским гражданином. Похоронен он был в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище.

Тогда же 1888 года на IX Общем собрании пайщиков и акционеров "Товарищества нефтяного производства братьев Нобель" в память о выдающемся российском предпринимателе и изобретателе было принято решение об учреждении на средства Товарищества стипендий имени Людвига Нобеля в Горном и Технологическом институтах, в Ремесленном училище Цесаревича Николая, в Санкт-Петербургских Коммерческом и Первом реальном училищах, в Бакинском реальном училище. С 1888 по 1905 год золотая медаль и премия вручалась раз в пять лет за исследования и разработки в области науки и техники. При этом состав комиссии по присуждению премии избирался каждый раз в новом составе, а члены комиссии не получали никакого вознаграждения и выполняли эту работу на общественных началах.

Ныне благодаря инициативе Академии культуры, меценатства и благотворительности премия Людвига Нобеля снова вернулась в Петербург - лауреатам вручается медаль, созданная по эскизам 1888 года, и нагрудный знак. Премия является признанием заслуг, достигнутых в профессиональной деятельности. Лауреатами возрожденной награды стали поэт Евгений Евтушенко, писатель Чингиз Айтматов, летчик-космонавт Алексей Леонов, гроссмейстер Анатолий Карпов, балетмейстер Владимир Васильев и другие выдающиеся деятели современности.

После смерти Людвига Нобеля его вдова Эдла Нобель переехала из Петербурга в поместье Аль-Кирьола (ныне Ландышевка).

Не смотря на то что Нобели были шведскими подданными настоящее признание и успех они развили в России. К их главным достижениям «Русского периода» стоит отнести:

- создание первой в России вертикально-интегрированной нефтяной компании, объединившей все технологические стадии производства, начиная от разведки месторождений и бурения нефтяных скважин и кончая реализацией товарных нефтепродуктов. Это во многом способствовало тому, что на рубеже 19-20 веков Россия вышла на первое место по добыче нефти;

- строительство в России первого нефтепровода;

- осуществление первыми в мире транспортировки нефти и нефтепродуктов в железнодорожных цистернах;

- cоздание мощного нефтеналивного флота; 

- активная и результативная научно-техническая деятельность, направленная на постоянное совершенствование производства, что, в свою очередь, обеспечило успех всех их начинаний;

- повышение обороноспособности русской армии, выпуск различных видов оружия, в том числе стрелкового, строительство в России парового военного флота;

- внедрение новой социально-экономической системы, обеспечивающей связь
интересов участвующих в работе людей с деятельностью самого предприятия. При этом вознаграждение за труд ставилось в прямую зависимость от успехов дела;

- огромный вклад в развитие системы профессиональной подготовки рабочих;

- проведение активной социальной политики и благотворительности.